Несвобода может таить в себе большую долю свободы; независимость может быть рабством.
Неслучайно в заголовок я вынесла именно цитату о свободе Р. Вальзера, но обо всём по порядку.
Книга Ксении Винтер "Мой спящий красавец" – случай, когда невозможно не написать отзыв.
Из названия может показаться, что нас ждёт обратная история всем известной сказки. Но нет. Уже описание – карточный долг в форме поцелуя, ведьмы и вампиры – даёт понять, что сюжет будет совсем не сказочным.
Если выразить впечатления кратко: неожиданно прекрасно.
Хороший слог, живое повествование, формирующее приятную глазу картинку. Логичное поведение, яркие, продуманные персонажи, как главные, так и второстепенные. Внимание к деталям. Борьба за власть, хитросплетения сюжета, за которыми интересно наблюдать.
Осторожно, возможны спойлеры!
Начнём подробнее с плюсов, прежде всего,
♥главный герой.
Граф Сенан, вампир. Боги, пошлите мне такого мужчину, я знаю, что с ним нужно делать!
Граф – это невероятнейшее достоинство всей книги. Он великодушен. Терпелив. Постоянен в своих решениях и верен принципам. Короче, великолепен.
Да, описание «…вместо ожидаемого образа холодного, неприступного аристократа я увидела перед собой игривого демона-лиса» - это тоже про него. Но будем честны, на протяжении всего произведения ведёт он себя как настоящий рыцарь.
«…вампир, проспавший сотню лет, скорее всего, руководствуется несколько иными морально-этическими принципами, нежели мои современники».
«…памятуя о том, что Сенан является плодом совсем иной культуры, молча приняла протянутую ладонь».
А он ещё и говорит, что только её желания и чувства имеют значение. Идеален! А она?
Она чудит, он вынужден мирится.
К счастью, в последних главах намечается некоторый рост героини как личности:
«Я в последнее время чувствую себя страшной эгоисткой. Сенан мне всё даёт, даёт, даёт, а я только беру и ничего не даю ему взамен».
Надеюсь, героиня действительно поняла, насколько ценный кадр ей достался, аминь.
Собственно, из того, насколько крут граф, вытекает второе достоинство истории:
♥отношения главной пары.
Абсолютно чудесные, обоснованные, лишённые истерик и ссор на пустом месте. Герои разговаривают друг с другом (представляете!?), причём прямо и откровенно. Просто берут и выясняют, кто что думает на тот или иной счёт и как можно себя вести друг с другом, а что вызывает неприятие (а так можно было?!). Для них истинность – лишь повод для совместной работы над отношениями. И возникающие недопонимания они разрешают с помощью слов! Несколько моментов с уколом-почти-ревности, эмоциональных качелей и ноток разлада вполне уместны и, в общем-то, обоснованы. Особенно, если помнить, что он проспал полтора века и только осваивается в новой для себя реальности, а она – наивная девочка (а она по-прежнему крайне наивна, беспечна и сумасбродна).
И вроде бы героиня не падает сразу к ногам героя, но её «нет» от этого не становится менее весомым. То есть, замуж Алира не хочет, но никуда не сбегает, сломя голову, а старается наладить общение с мужчиной, которому волею рока стала истинной парой.
В общем, прямо как заявлено – «здоровые отношения». Не приторно идеальные, но за развитием которых истинно приятно наблюдать.
Собственно, вот мы и подобрались к камню преткновения в отношениях героев и озаглавившей мой опус цитате.
Итак, неподготовленного читателя может напрячь
♠безумная одержимость главной героини НЕЗАВИСИМОСТЬЮ.
Лично для меня, главная героиня Алира Двэйн – идеальная иллюстрация к высказыванию Вальзера. Она так отчаянно сражается за свою независимость, что сама себя загоняет в рабство к страху и в ловушку, требуя от себя определенной модели поведения и не позволяя себе от неё отступить.
Но отвергать защиту в опасные времена не равно доказывать свою состоятельность.
Да и делает ли её такая категоричность счастливой? Уж герою точно остаётся только посочувствовать.
Впрочем, я уже отметила, что у Алиры наметился психологический рост. В связи с чем возникает вопрос: свобода=независимость?..
Что ж, может, узнаем дальше.
Наконец, пара слов о самой неоднозначной фигуре:
♠Асдис, мать героини.
Пока она вызывает лишь недоумение (особенно, на фоне остальных потрясающих персонажей). Какова её позиция? Роль? Я ждала рассказа о её грехах, чудовищных издевательствах над Алирой, хоть что-то, позволяющее считать Асдис антагонистом. Но до сих пор – ничего серьёзного.
Да, Асдис честолюбива и увлечена наукой, а её единственный реальный проступок – покушение на самостоятельность дочери, путём принуждения к браку.
По-моему недостаточно, чтобы причислять её к злодеям. Зато вновь возвращает нас к вопросу: несвобода или независимость?
Кстати, в книге в принципе почти все преступления строятся именно на покушении на независимость - навязывание воли, похищение, запреты.
Но это тоже можно счесть плюсом♥. Ведь вместо маньяков и войн, здесь зло воплощается в непривычную форму.
И да, роман не завершён.
У Асдис ещё есть шанс раскрыть себя; а у Алиры – разрешить свои отношения с независимостью и, может, обрести счастье с графом?
В любом случае, «Мой спящий красавец» оказался настоящей Книгой, развязки которой я буду ждать с нетерпением.
к нам в соцсетях