Там, где живет день
Пашка не хотел ехать к деду. Родители понимали нежелание сына, но оказались в безвыходном положении. Не отменять же долгожданный отпуск на море из-за того, что бабушка приболела и не могла взять любимого внука на месяц. Поэтому приняли волевое решение отправить Пашку к дедушке Максиму.
Конечно Пашка расстроился, но старался не показывать виду. У баб Нади ждали друзья, живущие по соседству. Там были приключения и купания в речке. Да и отец Мишки в прошлом году дал слово сводить всю компанию мальчишек в поход к горам на три дня. Костры, палатки и никаких девчонок! Эх! И ведь пойдут! Но уже без него, без Пашки, который теперь поедет к деду. А ведь он его и в глаза-то ни разу не видел!
Так вышло, что бабушка с дедушкой стали жить отдельно, когда Пашке едва исполнилось три года. Бабушка осталась в деревне, а дедушка переехал в соседнюю область. Пашка слышал от родителей, что дед сперва просил повидаться с внуком, но встреча все откладывалась и переносилась. Потом стал звать в гости, но отец с матерью вежливо отказывались. Как понял Пашка, чтобы не обижать бабушку. Хотя как могла обидеть ее их встреча с дедом, он не знал.
Утром родители посадили Пашку в машину дяди Сережи, папиного брата, а тот вечером сдал его из рук в руки бабушке Свете. В дороге дядя Сережа объяснил Пашке, что дед теперь живет с новой женщиной, поэтому у них и испортились отношения. Заметил, что дед Максим хороший мужик, но семья ‒ есть семья, и вообще, Пашке рано таким голову забивать. В десять лет надо корабли строить и мечтать стать космонавтом. Корабли Пашке не нравились, да и в космос не хотелось, поэтому он слушал дядю Сережу вполуха, а сам смотрел в окно на проплывающие поля, леса и поселки.
Бабушка Света, статная и крепкая женщина, помогла внести вещи и первым делом отправила умываться с дороги, а потом усадила за стол. Объяснила, что дед сегодня задерживается на работе и будет поздно, но уже завтра они смогут познакомиться как следует. Пашка, уставший с дороги, не возражал. Ему было любопытно увидеться с дедом, которого до этого видел только на фотографиях. Он искоса разглядывал женщину и сравнивал ее с бабушкой Надей, которая была поменьше и постройней.
Готовила бабушка Света вкусно и сытно. Уже через десять минут Пашка понял, что больше просто не сможет впихнуть в себя ни ложки. Когда мальчишка стал клевать носом, его тут же отвели в комнату.
‒ Тут и будешь жить, Паша, ‒ она сделала приглашающий жест. ‒ Располагайся, обустраивайся. Кровать чистую постелила. Где ванная с туалетом ты уже видел. Если что-то будет нужно, зови, не стесняйся.
‒ А когда надо спать ложиться? ‒ спросил Пашка, отмечая, что комната была просторнее, чем та, в которой он жил у бабушки Нади. Он старательно продолжал изображать недовольство, но получалось все хуже и хуже.
‒ Да когда захочешь, ‒ улыбнулась женщина и потрепала Пашку по голове. ‒ Ты же взрослый мужчина и можешь сам решать, во сколько тебе ложиться спать. Деда сегодня не дожидайся, он поздно будет. К завтраку разбужу, там и познакомитесь.
Уснул Пашка быстро. Ему снился поход с отцом Мишки. Как они прорубались через леса с помощью мачете, а потом попали в засаду индейцев и Пашка отбивался от них из лука. В самый важный момент, когда началась рукопашная против вождя племени, Пашка почувствовал, что его кто-то трясет на плечо.
‒ Павел Митрич, ты так все на свете проспишь, ‒ прошептал незнакомый голос. ‒ Кто русалкам цветы дарить будет и звезды считать?
‒ Какие русалки? ‒ Пашка сел на кровати и потер глаза. Еще немного и он победил бы вождя краснокожих!
‒ Тише, малой, ‒ предостерегающе шикнул голос. ‒ Если Светлану разбудим, никаких нам русалок и звезд не видать. Вставай, штаны напяливай и на цыпочках за мной.
‒ Дедушка Максим? ‒ сообразил Пашка.
‒ Шустрее, Павел Митрич, ‒ голос едва слышно хихикнул. ‒ Русалки ждать не любят.
На улице дед отступил и осмотрел Пашку с головы до пят. Довольно крякнул и протянул руку для пожатия. Пашка тоже постарался разглядеть деда в тусклом свете фонаря у дома. Невысокий, ниже папы на две головы точно, с большой бородой и подкрученными усами. Он постоянно двигался, переминался с ноги на ногу, осматривался и улыбался Пашке. На голове деда была кепка, из под козырька которой на него смотрели два хитрючих глаза.
‒ Чем тебя там мамка кормит, пострел? ‒ дед крепко пожал Пашкину руку. ‒ Вот это вымахал богатырь. Глядишь, на следующей неделе всех в футбол обыграем!
Следующие два часа для Пашки стали настоящим открытием. Дед Максим оказался умным и словоохотливым. Если родители чаще всего уходили от ответов на вопросы сына, то дед отвечал на каждый подробно и складно. Подсвечивая дорогу фонариками, они дошли до озера. Нарвали у берега цветов и ждали всплесков воды, а дождавшись, кидали цветы в озеро. Дед рассказывал, что русалки их стесняются, но скоро привыкнут, и тогда с ними можно будет даже поговорить. А пока ‒ стоило задобрить их цветами. Пашка жадно следил за поверхностью и кажется даже пару раз видел хвост русалки.
Вокруг было темно и хватало ночных звуков: шума листвы, шорохов в кустах и уханья сов, но Пашка не боялся. Особенно, когда дед заметил его спокойствие и похвалил за смелость. Потом они зашли в поле и лежали в траве, смотря в небо. Пашке казалось, что он еще никогда не видел таких ярких звезд, даже в семейных поездках за город. Дед водил пальцем, указывая то на одну звезду, то на другую, и рассказывал Пашке их истории. Какие у них названия, как появились и сколько до них лететь на ракете. На второй сотне они сбились со счета, посмеялись и пошли домой.
Пашка с дедом на цыпочках прокрались в дом и разошлись по комнатам. Юркнув под одеяло, мальчик еще долго не мог уснуть. Он представлял, как выглядели русалки и правда ли, что деду однажды удалось обогнать их в заплыве от берега до берега. Утром, за столом в просторной и светлой кухне, дед правдоподобно разыграл сцену знакомства, то и дело подмигивая Пашке и показывая язык бабушке Свете, когда она отворачивалась к плите.
‒ Дедушка, а сегодня пойдем к русалкам? ‒ не выдержал Пашка и задал вопрос шепотом.
По тому, как дед резко изменился в лице и с тревогой уставился на спину бабушки, Пашка понял, что прокололся по полной.
‒ Русалки, значит? ‒ женщина медленно развернулась с половником в руке, отчего дед тут же втянул голову в плечи. ‒ Ночью пошли, значит? А мне тут знакомство разыграли, как в театре, значит?
‒ Пашка! ‒ крикнул дед Максим. ‒ Беги! Я ее задержу!
С этими словами старик проворно вылетел из-за стола и дал деру, ловко поднырнув под захват бабушки Светы. Пашка проводил деда завистливым взглядом. Ему не оставалось ничего другого, как стойко принять наказание за обман. И первым заданием было вымыть посуду. Дед, видя, что совместный побег сорвался, вернулся с понурым видом сел за стол. От бабушки он получил строгий выговор и наказ полоть и поливать грядки на пару с Пашкой. Ну и не обгорать на солнце.
Удивительно, но даже эти скучные занятия дед Максим превратил в настоящие приключения. Борьба с сорняками стала битвой против пришельцев-растений, поливка обернулась настоящим терраморфированием земной поверхности, а прятки от солнечных лучей под широкими полями соломенных шляп больше напоминала постапокалиптическое выживание.
Пашка и не заметил, как пролетело время, и бабушка Света позвала их ужинать. Окатив друг друга из поливочного шланга, мокрые и хохочущие они хотели ввалиться в дом, но были остановлены практичной хозяйкой. Она выдала полотенца, сменную одежду, и только после сушки пустила хулиганов на кухню. Вечером все трое уселись на веранде и стали играть в шашки. Дед объявил турнир и вызвался отстаивать честь мужской команды вместе с внуком. Бабушка предсказуемо оказалась в женской команде и меньшинстве, что не помешало ей лихо обыгрывать обоих противников по очереди и одновременно.