Ступка и венчик
В Золотые Кроны пришли последние тёплые деньки. Осенние солнца мягко освещали улицы, наполняя округу запахом опадающей листвы. Отцветали и поздние травы, радуя глаз крохотными бутонами. Каена с удовольствием вдыхала их аромат, возвращаясь с центрального рынка. Они с дядей закупились продуктами и сейчас направлялись в трактир, предвкушая скорую готовку.
На носу был праздник урожая, и «Счастливая подкова» по такому случаю предлагала гостям традиционный торжественный ужин. Работники считали, что хорошая таверна должна идти в ногу со временем, вызывая чувство общности у постояльцев. Гости, проникшиеся духом праздника, непременно снова захотят посетить понравившееся заведение. А для того оно должно стать местом, где посетители смогут насладиться домашним уютом и с теплотой вспомнить родные края.
Поэтому повара уже какой день воодушевлённо обсуждали меню, решая, чем побаловать постояльцев. Барсук Октар предлагал подать тыквенный суп со сливками и кардамоном. Иксай, дядя Каены, отметал идею в пользу грибных капустных щей. Их спор проходил столь страстно, что зайчиха не рискнула вмешиваться. Впрочем, ей и не нужно было. Всё равно любимый морковно-яблочный пирог из меню никто убрать не посмеет.
Улыбаясь про себя, Каена отмерила ингредиенты и подготовила посуду. Сегодня ей доверили приготовление огненных кувшинок. Блюдо напоминало горсть первого снега, завёрнутую в маковый цвет. Рецепт прост и изящен, ведь закуска представляла собой обычный фаршированный рисом перец.
Зайчиха поставила на огонь глубокую кастрюлю. Налила несколько стаканов воды и душистого бульона, после чего добавила рис, соблюдая пропорции. Получившуюся заготовку она довела до кипения и оставила под крышкой на несильном огне.
Каене нравилось возиться с праздничным блюдом. При сервировке из кувшинок собирался целый букет. Не только красивый, но и необычайно вкусный. В такие моменты девушка чувствовала себя художницей, работающей над произведением искусства.
Когда-то она лепила кувшинки вместе с семьёй, соревнуясь с сёстрами и братьями на скорость. Благодаря родителям, в состязании побеждала дружба и никто не уходил обиженным. Каена с радостным трепетом вспоминала те дни, оттого готовить сейчас было ещё приятнее.
Перемешав рис, девушка принялась за белые грибы. Маленькие и аккуратненькие, пахнущие лесом и влажной землёй, они напоминали о беззаботных прогулках по летним дубовым тропам. Каена даже позволила себе замечтаться на секунду, вдыхая дивный аромат.
К нарезанным шляпкам зайчиха добавила тёртую морковь и четвертинки лука. Когда овощи обжарились и смешались с рисом, в ход пошёл многослойный сладкий перец. Если правильно отогнуть его ломтики, получится прекрасная огненная кувшинка. В её сердцевине как раз и поместится снежный шарик.
Закончив фаршировку, Каена выложила перцы в кастрюлю, пропитав дно томатным соком. Следом добавила воды до середины и оставила цветы тушиться до готовности. Подавать такое блюдо полагалось с сырными кубиками или сметаной и зеленью, смотря, как больше нравилось гостям.
Каена засекла время на песочных часах и подошла к дяде. Тот лепил картофельные конвертики и с благодарностью принял помощь.
– Знаешь, это самые богатые предпраздничные дни, которые я видел. Хоть в городе и судачат о проблемах с урожаем, на прилавках тем не менее всего в достатке.
– Разве раньше было по-другому? Не припомню, чтобы мы жаловались на нехватку продуктов.
– Так-то оно так, да только в прошлом году тыкву было днём с огнём не сыскать. В позапрошлом заморозки всю приправную зелень побили. До этого ягод на варенье не хватало. Каждый раз что-нибудь да отсутствует.
– И что говорят про этот год? – Каене стало любопытно.
Иксай пожал плечами.
– Проблемы с вредителями. Ходят слухи, что охотники с дикими копытными не справляются, вот те урожаи и подъедают. Честно говоря, не знаю, насколько всё серьёзно, не интересовался пока.
Где-то в другой части кухни забурлил бульон, и Каена поспешила выровнять пламя. Вернувшись обратно, она снова взялась за конвертики.
– Надо бы поспрашивать знакомых, вдруг что? Так хоть меню сможем подготовить, чтобы по трактиру не ударило.
Дядя кивнул, о дефиците в рационе лучше знать заранее. Однако он был настроен оптимистично.
– Не думаю, что стоит волноваться. Остров у нас богатый, да и охотничьи угодья обширны. Уверен, князья придумают, как быть.
Каена кивнула, посматривая на кастрюлю с кувшинками. Аромат на кухне установился изумительный. Зайчиха представила, какими довольными станут посетители, когда отведают традиционных угощений. Ей нравилось радовать людей вкусной пищей, открыв собственную лавку, она когда-нибудь продолжит добрую традицию.
***
Праздник урожая для «Счастливой подковы» не прошёл бесследно. Как это часто бывает, кто-то переборщил с элем и вином. Не обошлось в обеденном зале и без любителей почесать копыта, так что дружеская потасовка перешла в драку с участием всех желающих. Очень задорную и не менее разрушительную.
Работая на кухне, Каена, конечно же, всё пропустила. Она помогала дяде обжаривать фирменные фруктовые биточки. Приготовление шло столь занимательно, что зайцев не смутили ни пропажа второго повара, ни восторженно агрессивный шум в соседних помещениях. А когда те очнулись, осталось лишь лицезреть масштабы катастрофы.
Постояльцы потом падали ниц и божились всё возместить, как могли выпрашивали разрешение приходить в трактир и дальше. Но вне зависимости от их желаний трапезную пришлось закрыть на ремонт, ведь большая часть помещения оказалась разрушена.
Спорные трудности, на самом деле. С одной стороны, заведение потеряло часть посетителей. Голодным пришлось обедать в иных местах. С другой, у поваров и кухонных работников появились незапланированные выходные. И это было довольно приятно, учитывая, что иной возможности побывать на осеннем фестивале не представлялось.
Работай трактир в прежнем режиме, поварам пришлось бы все праздники простоять у плиты. А так можно и на ярмарку сходить, присмотреть себе чего-нибудь интересного. Каена с Лореей не стали упускать такой шанс и на следующий же день отправились на караванную аллею.
Когда затея с заказами на моющие средства возымела успех, птичка не преминула поделиться выручкой с Каеной. Всё-таки зайчиха ей очень помогла, и было бы несправедливо не выделить ей долю. Так что за прошедший месяц у подруг скопилась некоторая свободная сумма, и время, чтобы её потратить, подошло самое подходящее.
Торговый район встретил девушек яркими огнями и праздничной суетой. Вокруг сновали люди в вычурных костюмах и причудливых одеяниях. Оборотни любили покрасоваться и по случаю доставали из закромов свои лучшие наряды. Золотые Кроны радушно принимали гостей, оттого на осеннем фестивале присутствовали представители почти всех народов.
Звери расхаживали в привычных Каене сарафанах и кафтанах. Полы одежд они украшали растительной вышивкой из однотонных ниток. Если коренные жители Срединных Земель подпоясывались тонкой кожей с рунической вязью, то гостьи из Морайи предпочитали широкие мягкие пояса, больше походившие на корсеты. Оборотни с рогато-копытной ипостасью дополняли образы объёмными блестящими украшениями, весело звенящими при каждом шаге.