Top.Mail.Ru
Татьяна Абалова - Скажи мне "нет", любимая | Ольга – ЛитГород

Татьяна Абалова - Скажи мне "нет", любимая

Автор:  Ольга
Публикация:  17.06.2025 07:13

В последнее время мне везет на ретеллинги «Красавицы и Чудовища», и эта история оказалась по-своему неожиданной и интересной. Классический троп получает здесь оригинальную авторскую обработку, хотя остается вполне узнаваемым в образе прОклятого Стефана, стоящего в паре шагов (вернее в паре согласий) от того, чтобы стать зверем.

Меня в первую очередь привлекли название и обложка. Что такого должно произойти, что приходится умолять любимую об отказе? Так сильно бояться за нее? Или обстоятельства требуют жертву? В общем, я не удержалась и не прогадала, потому что мои ожидания ни разу не пересеклись с реальностью сказки. История Стефана и Луизы оригинальна и развивалась в направлении, в сторону которого я даже не смотрела. Слишком уж непредсказуемыми оказались герои в своих решениях и поступках.

Меня увлекло то, что троп разворачивается привычно и непривычно одновременно. Проклятие есть, но накладывается оно по решению другого персонажа, а проклинающая ведьма – лишь послушное орудие. Неожиданно, правда? Есть условия проклятия, но реализуются они по-иному, да и свободы в освобождении себя от печального приговора Стефан получает куда больше. Спасительница тоже оказывается не так проста: она, скорее, вулкан противоречивых чувств и намерений. Не девка – огонь!

Несмотря на заслуженность кары, мне бесконечно жаль Стефана. Вся его выпендрежность и отсутствие берегов – всего лишь результат глубоких переживаний от потери родителей. Остаться подростком одному и быть последним из рода – тяжелая ноша даже для взрослого, что уж говорить о почти ребенке, у которого еще даже несложились жизненные принципы. Есть боль, но нет примера для подражания – отсюда и все тяжкие, утаскивающие уже молодого Стефана на нравственное дно.

То, каким образом он ищет панацею от своей беды, наводит на размышления. Герой балансирует меж двух состояний – человеческим и звериным, и последнее в лучшей степени характеризует глубину его падения. Для животного нет морали и нравственности, есть инстинкты. Помноженные на безнаказанность и власть они рождают чудовище.

Избавиться от звериной личины становится непросто. Стефан вместе с другом ищут лазейку, чтобы получить желаемое, не меняясь. Все ухищрения и обманные маневры юноши приводят лишь к усугублению его состояния. И в этом глубокий смысл. Можно сколько угодно долго притворяться, что ты ангел, но острые когти и клыки никуда не денутся, сколько ни скрывай их за источающей обманный свет маской. Чтобы зверь ушел, нужен не искусственный, а настоящий свет, которым озаряет естество живая, чувствующая, любящая душа. Вот, что предстоит отыскать в себе Стефану в первую очередь.

Луиза не менее противоречивый персонаж. Ею можно восхищаться, на нее можно злиться, ей можно искренне сочувствовать. Ведь то, что совершила она под влиянием эмоций, хотя и объяснимо, но чудовищно. Эмоции уходят, а последствия необдуманных поступков остаются. В этом она так похожа на Стефана. И ей, как и ему, еще только предстоит собирать камни.

Месть не разбирает, где породивший ее, а где объект, на который она направлена. Месть проходит по головам обоих. Даже не рикошетит, а бьет наотмашь. Так сильно, что восстанавливаться приходится годами. И найти лазейку, чтобы после совершенного стать счастливым, - своего рода искусство. Луиза и Стефан, каждый по-своему, искупают вину в отношении друг друга, чтобы получить шанс на лучшее будущее.

В сказочной истории все материально, вещественно. Даже любовь. Прекрасный цветок, обладающий силой преображения. С ним обыденное и привычное, пусть и прекрасное, становится несравненным. Благодаря необычному цветку уходит боль, заживляются раны, появляются силы. Защищать от зла свой дом и любимую женщину. Оберегать от болезней свой народ. Охранять свою землю от посягательств алчных чужестранцев. Сохранять истинную веру и традиции предков, сделавших так много для процветания родного края.

Всему этому Стефану приходится учиться. Отчасти благодаря проклятию, отчасти благодаря примеру самоотверженности и смелости Луизы и ее подданных. У Стефана это получается. Он взрослеет во всех отношениях: как мужчина, как воин, как глава рода, как хозяин земель, несущий ответственность за всех, кто на них живет. Это тоже часть его внутреннего преображения. Благодаря ему становится возможным сделать то, что раньше даже не воспринималось как альтернатива.

Вот так. Меняемся мы – меняется и веер возможностей, находящийся в нашем распоряжении. Сказка ложь, да в ней намек. Скорее, даже руководство к действию.

Рада, что мое первое знакомство с творчеством автора оказалось захватывающим и глубоким.

1 комментарий