Top.Mail.Ru
С днем Победы! Вспомним наших дедов и прадедов | Наталья ДеСави – ЛитГород

С днем Победы! Вспомним наших дедов и прадедов

Публикация:  09.05.2024 10:11

Дорогой мой читатель!

Поздравляю тебя с этим прекрасным праздником! Праздником, когда мы вспоминаем наших дедов и прадедов, их мужество и стойкость!

В этот день мне уже поздравлять некого, я могу лишь показать, каким был мой дед

И предлагаю вам отрывки из книги, которую написали мои дети в память о своих прадедах. Эта книга выпущена, есть в бесплатном доступе и даже в музей, где жил один из героев книги, попал печатный экземпляр. 

Хорошо, когда дети помнят.

Мой прадед, Минаев Дмитрий Дмитриевич, был участником Великой Отечественной войны. О нем я знаю только по рассказам родителей. Я знаю о том, что он был военный моряк. Во время войны был ранен дважды за одно сражение и отправлен в тыл. После этого он участвовал в подъеме крейсера «Червона Украина».

В послевоенной жизни прадедушка был очень пунктуальным. Обед и ужин должны были быть в одно и тоже время. Если, вдруг, обед не был готов и стол не накрыт, то прадедушка брал свою тарелку и ложку, и садился за стол. Потому что как в военное время, так и в мирное во всем должен быть порядок.

На сайте «Дорога памяти» есть его страничка:

Данные из базы офицеров: Минаев Дмитрий Дмитриевич
12.1919, Калининская область город Красный Холм, дата призыва: 29.06.1941, награжден: Орден Отечественной войны II степени (1945); Орден Красной Звезды (1956); Орден Отечественной войны I степени (1985)

Из памяти многое стирается и со временем все истории забываются, даже если передаются из уст в уста, от родственника к родственнику. Поэтому прадедушка оставил о себе краткую автобиографию. Я не хочу ее менять, потому что там тот самый слог, жизнь, вложенная в слова. Эта жизнь отличается от нашей. И рассказывая о времени, когда шли бои, люди голодали, хоронили близких мы можем лишь представлять и фантазировать. А слова, идущие из уст человека, прошедшего всю войну звучат немного иначе.

 

А вот отрывок из той же книги о моей бабушке, написанный моим сыном

Блокадное детство

Война – тяжелое время для всех людей. Особенно тяжело приходилось в войну детям. Моя прабабушка – Курочкина Лидия Андреевна (в девичестве Голубева)  к началу войны была ребенком, ей было всего 15 лет. Я застал ее живой, но поговорить мне с ней не удалось, к своим 90 годам она уже не могла разговаривать. Но от бабушки и мамы я знаю несколько историй о том, как проходило ее детство в блокадном Ленинграде.

Они жили в доме, который им предоставил завод «Красный Октябрь», который находится около площади Мужества. В самом начале войны, при первых же бомбежках этот дом был разрушен. В то время бабушки и ее семьи не было дома, все прятались в бомбоубежищах. При этой бомбежке они выжили, но потеряли дом и все вещи.

После этого от того же завода, на котором работали ее родители, им выделили недостроенный деревянный дом на окраине города – в Озерках. Тогда на этом месте не было высотных зданий, лишь вереница деревень и поселков городского типа.

Приехав на новое место жительства, они были удивлены тем, что бревна, которые предназначались для строительства их дома грузили на машины и увозили. Оказывается, все возможные строительные материалы увозились на нужды фронта. Таким образом они должны были сами срочно находить материал для того, чтобы достроить дом.

Прабабушка жила в многодетной семье, у нее было три старших брата, она была самая маленькая в семье. Еще до начала войны умер самый старший брат. Второго забрали на фронт, он присылал письма, но только до того момента, пока его часть не оказалась в Новосибирске. После сражений под Новосибирском, писем от него больше не было. До сих пор он считается без вести пропавшим. Третий брат работал на заводе «Красный Октябрь», на котором работали их родители еще до начала войны.

Писем от оставшегося в живого старшего брата ждали с нетерпением. Каждый раз, когда почтальон опускал письмо в железный почтовый ящик, привинченный ржавой проволокой к калитке, в груди у всех замирало сердце. Ежедневно в деревню Озерки приходили похоронки – письма, которые сообщали о смерти родственников. Поэтому получить письмо было не приятным событием, а чаще всего трагическим.

С замиранием сердца люди вынимали треугольные письма, приходившие с фронта. К сожалению, у нас не сохранилось ни одного фронтового письма, все они были утеряны. Самое запоминающееся письмо было тем, которого они не получили. С братом была договоренность раз в неделю отправлять письма. Поэтому каждую неделю родные ждали письма с фронта. Но тот день, когда почтальон прошел мимо их калитки, не положив долгожданного треугольника в ящик, моя бабушка помнила всю жизнь.

Самое страшное – это не известие о смерти, а неизвестность. Несколько месяцев провела семья прабабушки в ожидании хоть какого-нибудь сообщения о жизни их брата и сына. Только через два месяца пришла похоронка. В бою под Новосибирском он был объявлен пропавшим без вести. До сих пор никто не знает где он похоронен.

Талоны на хлеб выдавались на всю семью. Но силы, чтобы ходить за хлебом, были только у прабабушки. Брат, единственный из мужчин, оставшийся в городе, работал на заводе и каждый день с утра до ночи проводил на работе. Прижимая к груди карточки на всю семью, Лида шла через весь город к пункту выдачи хлеба. Получив минимальный паек, она прятала хлеб по плащ, стараясь не показывать его прохожим.

Люди голодали, еды на всех не хватало, поэтому отобрать хлеб у подростка могли легко. Вот так осторожно пробираясь по городу, не привлекая внимания, доходила она до дома, где ее ждала семья. А семья у нее была большая.

Кроме матери и брата, в доме осталась жена одного брата, которая ждала ребенка, и невеста второго брата. Так, к середине блокады родилось двое ее племянников. Нужно было питание, чтобы выжили и дети, и их матери.

Поэтому Лида часто ходила на колхозные поля, собирала с одноклассниками картошку и капусту, в лесу собирала травы, грибы и ягоды. Из них она помогала матери и невесткам варить похлебки и жарить травяные лепешки. Они были самые вкусные, особенно, если в них можно было добавить грибы или ягоды. Одни были сытным блюдом, другие были как сладкий десерт. Сахара тогда совсем не было и сладкие ягоды заменяли детям конфеты.

Во время войны все дети становились взрослыми. Ответственность, возложенная на детские плечи, была слишком сильна. Но дети блокады, которые выжили, стали сильными духом, добивались многого. Всю жизнь прабабушка Лида была сильным человеком, ведущим вперед, не дававшим сдаться, способным свернуть горы.

Она выросла и стала учителем. Совсем как та учительница, к которой она заходила в класс до войны. Ее ученики помнят о ней до сих пор. О том, что она всегда могла решить любую проблему, никогда не оставляла без помощи и делала все возможное, чтобы дети смогли получить то, что упустили в свое время дети войны.

Словами сложно передать то, что испытывали люди, находясь в фашистском окружении. Особенно дети, ведь у детей свое, особое понимание происходящего. Поэтому я хочу перенестись в то время, когда моя прабабушка была ребенком и посмотреть на блокаду ее глазами.

 

 

А что я могу вам предложить?

Да ничего, сравнимое с подвигом дедов. Только скидки на книги, где есть настоящие геройские поступки.

   

3 комментария