Top.Mail.Ru
Открытый = провал или шанс еще есть? | Агата Аргер – ЛитГород

Открытый = провал или шанс еще есть?

Автор:  Агата Аргер
Публикация:  21.01.2023 21:34

В большинстве случаев человек в процессе чтения очередной книги надеется на счастливый финал, привычный нам «Happy End» и приторно сладкое «И жили они долго и счастливо». Даже если финал и трагический, как, к примеру, в жанровых книгах, то, безусловно, завершенный. И совсем неважно, что произошло: история любви героев закончилась свадьбой и рождением детей или детектив — наказанием преступника. Главное, что автор раскрыл все элементы сюжета: завязка, кульминация и развязка (краткое перечисление).

И вот здесь на сцену выходит один из моих самых любимых художественных приемов — открытый финал!

Я говорю сейчас не о клиффхэнгерах, когда незавершенность и многоточие в конце книги сделано специально для выпуска еще одной части. Нет, я имею ввиду специально продуманный поворот сюжета, который не только подвергает в шок, но и вызывает уважение к мастерству автора.

На мой взгляд, для открытого финала есть несколько предпосылок.

Первая — автор не хочет расстраивать читателя. Идея, которая живет в голове у писателя, может быть непопулярной. А написать пусть и банальный финал, но тот, который порадует читателя, автор не может (для этого, как минимум нужно переступить через себя и забыть об основной идее). В данном случае неоднозначность, безусловно, играет на стороне писателя.

Вторая — в процессе «рождения» книги автору видится несколько равнозначных концовок. Герои могут совершать кардинально разные поступки и, как итог, равновесные для писателя, но отличные для читателя финалы. В этом случае выбрать лучшую концовку автор не может и решение оставляет за читателем. Кстати, нередки случаи, когда в книге предлагается несколько вариантов окончания книги. Как говорится выбирай, что хочешь)

Ну и третья (на мой взгляд, самая главная) — автор изначально задумывал открытый финал и не «видел» концовку книги другой! Здесь мои аплодисменты, потому что прописать историю таким образом, чтобы даже читатель согласился, что вариант, где неоднозначная концовка, оставляющая поле для самых разных трактовок, — единственно верный, подчеркивает высокое мастерство писателя!

Когда писатель завершает книгу, его герои не умирают. Они продолжают жить за рамками сюжета в тех условиях, что предложил им автор. Планируют свадьбу или растят детей. С открытым финалом все сложнее. Читателю дается возможность поместить любимых героев в те реалии, что ближе ему. И это, на мой взгляд, не так уж и плохо. 

В классической литературе известно много книг с открытым финалом.

Пушкин с его "Евгением Онегиным", Шолохов и роман "Тихий Дон", где так и неизвестна судьба Григория. «Темная башня» Стивена Кинга, «Солярис» С. Лема, «Замок» Франца Кафки и история Барнаби Бракета Джона Бойна в книге "С Барнаби Бракетом случилось ужасное".

 

Мировой кинематограф тоже любит использовать прием многоточия в финале.

Гениальная картина «Начало» (2010) Кристофера Нолана, «Бегущий по лезвию» (1982) Ридли Скотта, «Американский психопат» (2000) Мэри Хэррон, «Шоссе в никуда» (1997) Дэвида Линча и «Прошлой ночью в Нью-Йорке» (2009) Мэсси Таджедин.

Художественная ценность открытых финалов неизмерима, но вполне объяснима. Недосказанность заставляет задуматься не только о книге в целом, но и воссоздать в памяти те моменты, на которые раньше, возможно, не обращали внимания. Она подчеркивает задумку сюжета и открывает заложенный между строк смысл.

Открытый финал — это власть. Власть в руках у читателя, который может вложить в судьбу героев опыт своей личной жизни, выбрав свой вариант концовки. Это власть автора, позволяющая придать моменту дополнительные оттенки уже вне сюжетных рамок. И не важно, будут они светлыми или темными. Каждый выберет тот, который ближе ему.

Каждая история несет в себе свой особенный смысл, прежде всего понятный автору. Но именно открытые финалы позволяют этой истории проживать не одну и даже не две жизни. Каждый человек, столкнувшийся с недосказанностью, задумается о том, чтобы бы сделали герои, по его мнению. И в итоге размышлений родится уникальный финал. И это лишь подчеркивает тот факт, что все люди разные, со своим опытом и мыслями, похожие и нет одновременно.

Я считаю, что сюжеты некоторых книг просто не должны иметь завершенную концовку. Есть истории, в финале которых необходимо поставить многоточие и просто помолчать. И не важно, книга ответила на вопросы или наоборот, породила множество новых. Вместо тысячи слов иногда нужно сделать выводы самостоятельно…

ПС: а как вы относитесь к книгам с открытым финалом? Считаете ли, что в них «слитый» сюжет или в недосказанности есть свой смысл? Может быть, есть любимые книги и фильмы с многоточием в конце? Делитесь мыслями)

1 комментарий