Анжелика и все-все-все
Ни автор, ни книга давно уже не нуждаются в особом представлении на сетевых ресурсах. Но дело в том, что я очень люблю эту книгу. Поэтому пройдемся по верхам.
Что мы имеем? Анжелика Чумакова, студентка педколледжа, пацанка из окрестностей Иркутска и компания благородных донов в альтернативном аналоге ренессансной Франции. Трое (идиотов, болванов, раздолбаев…) молодых людей не от скукоты, а по великой нужде проводят обряд воскрешения мертвой невесты одного из них… нет, некропорно не будет, что-то пошло не так, и вместо блудной души, призванной в мертвое тело, мальчики получили совершенно живую попаданку, которую с покойной роднит только то же самое имя. И немного внешность – пока молчит. Но она же не молчит!
И все заверте…
Попаданке надо срочно не просто врасти в мир, а стать достойной высокой чести выйти замуж за родственника правящей в данной стране династии (спойлер – ыыыыы, Валуа, очень похожие на себя Валуа детектед). Бенефициар (и жертва) этого сомнительного обряда его высочество Анри де Роган весь из себя как есть идеальный принц. И замок-то у него в наличии, и поместье, и цельный город в его владениях расположен, и молод, и хорош собой, и недурной маг, и весь настолько без изъяна, что рот сводит, как от незрелой черемухи. В общем, такого принца получишь – не будешь знать, куда обратно с доплатой пристроить. Но что-то я уже опять спойлерю.
Роман прекрасен и сам по себе, и тем, что из него растут прочие романы Салмы про попаданок, либо во всех остальных книгах есть пасхалочки на тему этого романа. Тут, так сказать, инкубатор персонажей – и гнездо всех ее магических родов. Прямо «Золотая книга» - если запутался, кто на ком стоял в ее магическом XVIII, смотри сюда, тут упомянуты все. Роман прекрасен проработкой деталей – автор сколько угодно может мне говорить, что «они сами», она не при чем, но навык игротеха не спрячешь, сюжет отстроен до деталей. И уже в первой сцене – собственно, попадания прекрасной госпожи Анжелики – понятно, кто из мужчин выбрал ее себе, но… да-да-да, конечно же, это они сами. Я перечитывала книгу пять или шесть раз, и каждый раз находила что-то из мелочей, работающих на сюжет, но не замеченных мной ранее. Кропотливость работы автора восхищает.
Так вот, персонажи. Главная героиня восхитительна. Именно так. В книге про попаданку главное что? Чтоб читательница могла себя отождествить с героиней и радостно проходить с ней все перипетии сюжета. Я не могу себя отождествить с героиней ни по возрасту, ни по жизненному опыту, но читать от того не менее весело. А постепенно и проникаешься уважением к ее упорству, трудолюбию, стойкости, честности, силе, верности.
Все не то, чем кажется, и никто не уйдет неизменным. Это роман-трансформация, роман – воспитание себя (и чувств, и навыков), роман – взросление. Отличный янг-эдалт, в общем-то. Наверное, только в таком ключе я и могу читать об (условно) молодежи, обычно-то молодежь в тексте меня бесит (еще с собственной молодости, ага). Не надо ждать от героев сверхразумных поступков, несмотря на то, что они через одного владетельные сеньоры – там самому старшему из компании двадцать семь (и да, как раз именно от него стоит ждать разумных поступков, и он по должности, и по характеру частенько разруливает вот это вот всё). Герои разные, колоритные, каждый со своим лицом. Чучелко в беретике – и отличный хозяин своих земель – Анри де Роган. Его двоюродный братец Лионель де Вьевилль (кому секси-священников-харизматиков – вам сюда). Мелкий пакостник, крупно одаренный маг юный Орельен де ла Мотт (одаренный в смысле дарования, а не денег, земель и вообще подумать о том, что творишь). Господин граф Саваж, красавчик (отворотясь, не насмотришься, по мнению героини), который пьет все, что горит, имеет все, что движется, и вообще герой Лаганаса (местный аналог битвы при Лепанто). Жакетта ле Пти, скромная барышня с секретом происхождения и могучими магическими силами. Антуанетта де Безье… просто хорошая нищасная девочка и чуть-чуть гадючка. Это молодняк. Герои старшего поколения не отстают, тут лидирует по крупности главзлодей Жиль де Роган, далее идут голова к голове его сестра герцогиня Вьевилль и маршал, муж означенной герцогини. И в кулисах перетаптываются, готовясь на выход, уже знакомые читателям по «Хранительнице» Морской сокол с супругой (обгоняя их, с гиканьем проносится в драку Маттео Велассио, сопровождаемый культурным котиком Дамиано).
Кроме всего прочего, написано это всё очень смешно. Хотели конфликта восприятия попаданки и местного менталитета? Так вот он в полный рост, выраженный не только в разном строении мозгов, но и различной, как следствие, речью. Тут, на самом деле, тонкий момент – юмор в попаданческих романах, его нужно уметь отстроить, не скатываясь в плоскость и в пошлость. Автору удалось. Я не буду цитировать – там каждый абзац цитировать можно для примера. Читайте сами.
Много, много щедрых, развесистых описаний материального – обстановка, платья, еда, ритуалы повседневности в деталях. Необходимость «вживаться любой ценой» придает ситуации дополнительную остроту (ну, назовем это изюминкой) – а если рыпнешься, благородные доны пообещали убить. Система магии еще уточнена по сравнению с «Хранительницей». Если в «Хранительнице» мне зашел концепт темных тварей, то магия здесь идеальная метафора творческой силы – нужно уметь ею владеть, иначе тебе хана. От нее бывает откат, который пострашней любого магического боя порой. Ее надо развивать, иначе ничего хорошего тебя не ждет, недоучку. Магия здесь про самоконтроль, а не про фаейрболы (хотя и этого довольно). Магия про пахоту, а не про золотой дождь с неба. Магу дано больше, чем простецу – но с него больше и спросится.
Конечно, отдельная движуха начинается с момента, когда обучение и вживание Элизы Дулитл закончено, и пора проверить ее успехи: Анжелика и компания прибывают ко двору. Невероятное удовольствие мне доставило изображение столицы, королевской семьи и политической обстановки: это Валуа – и не Валуа, это Гизы – но не совсем Гизы, это Медичи – но не они, это Варфоломеевская ночь… Стоп, это точно Варфоломеевская ночь? Вопрос конфликта, как многое в этой книге, решен 1) исторично 2) изящно 3) логически обосновано. Тут свои цели и задачи на повестке резни, соответственно, они и решаются по-другому. В общем, толстый-толстый слой шоколада (зчркнт) альтернативной истории в как бэ форматном романе про попаданку.
Никто воистину не уйдет неизменным. Анжелика Чумакова поймет, что этот мир добрей к ней, чем собственный родной, а быть принцессой – так себе предназначение в жизни. Жакетта ле Пти найдет семью – и отца. Антуанетта перестанет плыть по течению, сложив лапки, а попытается теми лапками грести. Анри де Роган признает свое право на несовершенство. Виконт де ла Мотт станет графом и приличным человеком, найдя в себе порядочность и взрослость. Граф Саваж, красавчик, женится! По доброй собственной воле, заметим, женится, пройдя путь притязаний на любимую женщину от «пусть выйдет замуж, а там будет моей» до «я тебя никому не отдам». И необходимым движителем изменений в умах франкийской молодежи станет именно она, попаданка, «дурная девка» Анжелика. Тот случай, когда попаданка приносит с собой не только собственный конфликт со здешним миром, но и моральное прогрессорство.
Несмотря на объем текста, роман очень динамичен. Движуха тут происходит постоянно, а батальные сцены мной особо любимы – особенно фирменное «резать и жечь» Саважа, конечно же. Вообще, вылепливая своих персонажей, автор очень мило передала дух Ренессанса, местами такое впечатление, что читаешь фанфик на Брантома (кто тут читал Брантома? На первый-второй рассчитайсь!). Лионель де Вьевилль – моя особая любовь. Его история идет как бы на полях основной, но от того не менее кайфа испытываешь, когда до тебя доходит, где собака зарыта, и очень сильно хрюкаешь над пасхалочками (да-да, «мы будем иметь честь атаковать вас!»). Очень в духе господина Арамиса вышел кадр (напоминаю, у Дюма Арамис, оскорбленный в салоне воякой, снимает одеяние послушника, год берет уроки фехтования, затем убивает оскорбителя на дуэли… ну, и приходится чуть отложить посвящение в монашеский орден). Тот вариант священника, который с мечом в руке ничуть не хуже, чем в пламенной проповеди, а вообще религия для него чисто профессия, ничего личного.
И любовь. Любовь в романе очень яркая и пронзительная, местами слепит. И да, она тоже слегка про «резать и жечь». Такая, как у многих только в юности и бывает.
Последнюю пасхалочку на Анжелику я поймала у автора вот совсем недавно в «Мы сделаем это вдвоем», и это было очень пронзительно, очень. Потому что, помимо прочего, это книга о взаимопомощи и дружбе, которая перемалывает всё – и проходит через века, даже и туда, где от героев остаются только тени. Тени на страницах книги, конечно же.
к нам в соцсетях