Top.Mail.Ru
Тема дождя в романе "В поисках солнца" | Мария Берестова – ЛитГород

Тема дождя в романе "В поисках солнца"

Публикация:  28.11.2023 22:11

В романе "В поисках солнца" имеет место целых пять сцен, в которых дождь является одним из главных участников событий (и даже почти персонажем). Пока отложу пятую и финальную - она касается Дерека и выбивается из общего плана - а вот остальные четыре тесно связаны с Райтэном.
Что вполне логично, так как по-анжельски "райт", напоминаю, это "молния". А где молния - там и гроза, так что речь каждый раз идет даже не столько о дожде вообще, сколько о грозах. И во всех этих грозах молнии сверкали весьма ярко - но ярчайшей из них всегда становилась молния по имени Райтэн. Потому что каждый раз именно в грозу Райтэн переживал сильнейший когнитивный прорыв, который, как та самая молния, освещал его внутренний мир и заставлял его прямо увидеть то, что раньше укрывалось в мрачных углах его души.


Первая гроза. Книга первая, часть четвёртая, глава первая ("С чего начинается свобода?"). Дерек и Райтэн едут из Кармидера в Брейлин и попадают под грозу, которую они вынуждены пережидать в чистом поле. После они разводят костер, чтобы посушиться, Райтэн впервые видит татуировки Дерека и узнает, что его господином был Грэхард.
В этом эпизоде Райтэн понимает, что в его жизни появился человек, который безоговорочно в него верит и который всегда будет с ним рядом.
До этого у Райтэна не было близких людей в жизни, и он с некоторой внутренней горечью полагал, что и не будет, потому что едва ли кто-нибудь когда-нибудь сумеет его понять (немного романтичная позиция, но и Райтэн и вообще романтический герой - точнее, неоромантический... или даже постромантический?). Он впервые сталкивается с тем, что кто-то его понимает, принимает и любит - таким, какой он есть, - и для него это удивительное открытие, которое, не преувеличивая, перевернуло его жизнь с головы на ноги. Потому что в тот день Райтэн приобрел нечто важное: уверенность в том, что он дорог, ценен, и любим, - таким, какой он есть, и ему не нужно что-то кому-то доказывать и как-то пытаться что-то заслужить.
Это озарение изменило судьбу Райтэна; он стал не таким непримиримым и резким, и даже решился наладить контакт с отцом - потому что теперь у него за спиной был Дерек, и он знал, что, даже если отец снова и снова будет его отвергать, это уже не ранит его так сильно, потому что у него есть тот, кто его принимает и любит.

Вторая гроза. Книга вторая, часть четвертая, глава третья ("Когда у Райтэна Тогнара отказывают мозги?"). Райтэн, испугавшись, что Олив попадет под дождь во время перехода брода, несется под грозой за ней, таща на буксире Дерека, и чуть не погибает в болоте.
В этот день с Райтэном тоже происходит важное озарение: он выныривает из своего эгоцентризма и начинает осознавать, что люди вокруг него - не объекты, а субъекты.
У Райтэна весьма сильно проявляется нарциссизм (возникший как защитная реакция на травму отверженности); он привык считать себя самым умным и принимать решения единолично. А еще он привык принимать скорые и безрассудные решения, потому что отвечать за них все равно придется ему самому, и он к этому готов.
В этой сцене Райтэн осознает, что он, приняв решение за себя и за Дерека, чуть не угробился сам и чуть не угробил его - а это та цена, которую Райтэн платить не готов. Сам-то он готов безрассудно угробиться по дури; но не тащить за собой и друга!
Кроме того, до Райтэна начинает доходить, что другие люди, у которых тоже есть мозги, тоже могут принимать здравые решения, и ему, Райтэну, вовсе не обязательно контролировать таких людей лично: они и сами в состоянии разобраться.

Третья гроза. Книга третья, часть четвертая, глава двенадцатая ("Что значит «семья»?"). Олив и Райтэн, не сумев объясниться друг с другом прямо, ссорятся, и Райтэн хочет уйти, но разразившаяся гроза мешает ему сделать это. Он остается, и в итоге им все же удается объясниться начистоту.
Здесь озарение Райтэна состоит в том, что Олив его любит - любит так же сильно, как он сам любит ее. И что она так же сильно боится потерять его, как он боится потерять ее.
У Райтэна всегда был слишком резкий и язвительный характер, чтобы его кто-нибудь полюбил всерьез. В него влюблялись - и быстро разочаровывались, столкнувшись с его характером. Его пытались переделать и поливали грязью, когда не удавалось. Его, в конце концов, просто использовали как хорошего любовника - с которым не планируешь ничего серьезного, потому что кто же станет всерьез полагаться на эту безалаберную язву!
И Райтэн не то чтобы всерьез из-за этого страдал - но он скорее заслонился от этого типичной нарциссической защитой "это они недостаточно хороши для меня".
Поэтому его просыпающаяся любовь к Олив - очень робкая и мучительная, вся насквозь пронизанная страхом быть отвергнутым, настолько сильным страхом, что он в каждом ее слове готов увидеть это отвержение, потому что боится и ждет его.
Осознание, что Олив его не отвергает, что Олив его любит - буквально расправило за спиной Райтэна крылья, подарило ему ту точку опоры, с которой он теперь сможет перевернуть любую землю.

Четвертая гроза. Книга четвертая, часть вторая, глава четвертая ("Когда ты понимаешь, что друг — это действительно друг?"). Райтэн и беременная Олив под грозой возвращаются в Кармидер, где узнают, что Михар вынудил Дерека перебраться в столицу. Райтэн заявляет, что они отправятся в столицу вслед за ним.
Здесь дождь не слишком участвует сюжетно - разве что заставляет Райтэна показать, что он, что бы там ни говорил, беспокоиться о Джее. Но и озарение тут несколько иного толка.
Предыдущие три озарения складываются в лесенку внутреннего развития Райтэна:
- я принят (есть человек, который принял меня таким, какой я есть)
- я не одинок (есть другие люди, которые выступают субъектами)
- я любим (есть женщина, которая полюбила меня таким, какой я есть)
Пройдя по этой лесенке, Райтэн достиг внутренней зрелости. У него закрылись три "черные дыры" в его душе: меня никто не понимает, я одинок, меня никто не любит. Теперь этих дыр нет, и его внутренние силы копятся, и он стал способен тратить их на других.
В этой сцене озарение Райтэна - это озарение на тему "а правда ли я хороший друг для Дерека, если Дерек до сих пор считает, что он представляет проблему, и до сих пор не верит, что он достаточно значим?"
Дерек - тот самый, который его, Райтэна, заставил понять, что он, Райтэн, значим и ценен. Но сам Дерек - тот самый Дерек - не чувствует себя значимым и ценным. Потому что Райтэн не сделал для него того, что он сделал для него.
И тут Райтэн понимает, что сам может дать Дереку то, что тот когда-то дал ему.
Став зрелой, психологически состоявшейся личностью, Райтэн научился и другим помогать заткнуть их собственные "черные дыры". Чем он дальше и будет заниматься до самого финала романа, и....

И отсюда у нас пятый дождь. Не гроза, и дождь. Дерековский.
Книга четвертая, часть третья, глава ("Когда человек становится свободным?"). После разговора с Райтэном Дерек набрался сил и заявил Михару, что больше не будет на него работать. После этого он идет на причал и лежит под дождем, чувствуя себя таким свободным, как никогда.
Грозы нет, потому что это Райтэн у нас "молния". Дерек же у нас "идущий к солнцу", поэтому у него совершенно грибной дождь: весь пронизанный солнечными лучами догорающего заката.
Райтэн помог Дереку заткнуть его собственную черную дыру в душе. Дерек тоже почувствовал себя ценным, важным, любимым и свободным. Совершенно райтэновская тема дождя закрывается на Дереке, потому что преображение Дерека - результат эволюции Райтэна. Весь роман Райтэн взрослеет, психологически мужает, развивается - и финальным аккордом романа это развитие показано в способности помочь и другому человеку пройти тот же путь, и тоже повзрослеть, возмужать и достигнуть психологической зрелости.
Потому что сила характера в том, чтобы и другому человеку передать возможность стать сильным.
Тот, чье сердце превратилось в солнце, обладает способностью зажигать солнце и в чужих сердцах.

PS Обратите внимание, что тема частично закольцована. Впервые дождь появляется в главе "С чего начинается свобода?", а в последний раз мы видим его в главе "Когда человек становится свободным?"
Дерек начал свой путь к свободе в тот день, когда отдал свою верность другу, а не господину; и, пройдя дальнейший путь рука об руку с другом, он, в конце концов, благодаря его поддержке стал свободен.

0 комментариев