Рецензия на роман «Любовь в офисном механизме» автор: Анжелика Тесла

Я крайне редко читаю книги жанра “служебный роман”. И вряд ли когда-нибудь напишу что-то подобное, потому что я в принципе далека от романтики офисных отношений. Мне всегда было сложно сближаться с коллегами даже до уровня приятельствования.
При этом я не отрицаю и не отрицала никогда, что подобные произведения могут иметь и сложный сюжет, и глубоко, хорошо прописанных героев, и сложную психологию отношений.
“Любовь в офисной механизме” порадовала меня крепким реализмом, достаточно нетривиальным сюжетом и интересными героями.
Итак, что у нас тут есть?
Есть три главных героя: Яна, Миша и Милена. Это не классический любовный треугольник. Но расклад вышел очень интересный.
Милена и Миша - ровесники, оба родом из одного небольшого городка рядом с Екатеринбургом. Они уже работали вместе. Уже была выказанная Мишей симпатия. И было презрение со стороны Милены, которая совсем не так видела мужчину своей мечты.
Впрочем, встретив Мишу снова, она ничего кроме раздражения по отношению к нему не испытывает. Он для нее все тот же бесперспективный парень непонятно откуда, без ничего, и вообще еще и из того же мелкого городка, где нет ничего и никого интересного.
Миша посматривает на Милену равнодушно и с некоторой иронией: столько лет прошло, а ты не изменилась, можно вывезти девушку из села, но не село из девушки. В общем-то ему в принципе даже все равно, есть Милена где-то или нет.
Это не история отношений, разрыва и новой встречи. Это как когда встречаются два человека, которые никогда не сели бы на соседние сидения в троллейбусе по доброй воле.
Иии… нет тут бури, искры, понимания…
Тут только взаимное раздражение.
Яна в противовес Милене - взрослая, обеспеченная женщина. Интересно, что “взрослая и обеспеченная” не значит “самодостаточная”. Яна старше Миши лет на десять (в тексте упоминаются даты рождения, по моему она - 1988, он - 1999 г.р.), ухоженная, красивая, создающая иллюзию уверенности в себе. Ей как раз Миша нравится. И не просто нравится, а между ними то самое: искра, буря безумие.
В этих отношениях нет: “а что будет завтра?” Здесь только здесь и сейчас. Взгляды, касания, мимолетные поцелуй и чувственная ночь в одной постели. Пока порхают бабочки, машут своими горящими крыльями, им обоим все равно, что есть разница в возрасте, что он толком не может сводить ее даже в ресторан, потому что то, на что хватает денег, не уровня Яны. А то, что ее уровня, Мише не доступно по ценам. И все же они выходят из положения. Находят точки соприкосновения, общие интересы.
Порой даже кажется, что эти отношения имеют какие-то перспективы. Но все же внимательный читатель заметит все моменты. Вплоть до того, что на руке Миши дедушкины часы. А Яна носит нечто, стоимостью в несколько миллионов.
При чем тут Милена? Она ведь его не любит. Ей он неинтересен.
Так бывает. В Милене просыпается собственница. Как же так? В далеком Асбесте (город откуда Миша и Милена родом) он любил ее, дарил цветы, пусть и не угадал ее любимые, но дарил же. А тут какая-то Яна. Еще и богатая, еще и начальница…
Душа Милены не выдерживает, и она вмешивается. Было ли это изначально мелкой местью за то, что когда-то влюбленный в нее Миша был свидетелем ее позора? Или просто она хотела, чтобы он оставил отношения с другой женщиной? Ответа на этот вопрос автор не дает. Да и знает ли его сама Милена?
Однако именно в этот момент Миша начинает осознавать, что все идет не туда, не так и не тем образом, которым бы он хотел. Как будто внезапно он видит, на что будет похожа его дальнейшая жизнь с Яной. И еще он признает возраст Яны. Вот это самое забавное. Бабочки сгорели, крыльями не машут, а у Яны на губе кожа шелушится, а в уголках глаз - морщинки. Эх…
Расставание - всегда боль. Но оно было неизбежным.
И вот где-то в районе выяснения отношений Яны и Миши, начинается второй виток. Милена понимает, что Миша не так уж и плох. И вообще вполне хорош. И почему бы не начать с ним отношения?
Я не буду писать здесь, почему и как раздражение с течением времени сменилось вполне обычным общением, а потом и вовсе симпатией и даже заботой с его стороны. Но описано все очень достоверно.
Финал можно назвать хэппи-эндом, несмотря на неудавшуюся любовь Миши и Яны. В конце автор дает каждой твари по паре, этим завершая тему любви в офисном механизме.
Отдельно хочу отметить тонкой линией проходящее через всю книгу сравнение офиса с механизмом часов, и вообще тему часового механизма. Удачная находка, добавляет образности и глубины описаниям и размышлениям.
Также замечу, что кроме этих троих мир книги наполнен другими персонажами, такими, как Алла и Римма, Степченко, Артур, Катя и т.д. Большинство из них - персонажи-функции. Однако речь у них живая, мотивация есть и они не воспринимаются плоскими. Просто объем книги не позволяет растянуть на столе для препарирования каждого. Там есть место только для основной троицы.
Язык книги простой, но приятный. Нет размазанных описаний и слишком долгих самокопаний, все органично вплетено в повествование. И хоть жанр совсем не мой, я прочитала с удовольствием..
к нам в соцсетях