Top.Mail.Ru
Птицеферма | Марина – ЛитГород

Птицеферма

Автор:  Марина
Публикация:  24.07.2025 13:22

📖🌑⛏️ Как много я слышала о книге «Птицеферма» ещё в 2021 году, когда она вышла в печать. И только сейчас добралась до неё, специально выдержав паузу после прочтения первых четырёх книг из цикла «Вселенная Морган» автора Татьяны Солодковой. Всем, кто ещё не начал читать этот цикл: добро пожаловать на Пандору! А если вы уже знакомы с Александром Тайлером младшим — с возвращением! Аннотацию к книге можно прочитать на страничке книги.

🤔📝💡 Основная идея… Я бы даже сказала, не идея, а вопрос. Для меня это точно вопрос: могут ли меняться некоторые характеристики человеческой сущности после потери памяти или она проявит себя во всей красе при любом удобном случае? А что насчёт так часто упоминаемого в последнее время словосочетания «память тела» — можно ли ей доверять, если мозг не помнит? Если взять пример Гагары: «А самое главное — при его прикосновениях у меня возникают схожие ощущения» — то да. И на примере Сапсана и Рисовки мы можем в этом убедиться.

👮🧐👀 Повествование в романе идёт от лица главной героини — Гагары. Молодая девушка, которая не помнит о себе абсолютно ничего, и даже её птичье имя не позволяет ей хоть сколько-нибудь чувствовать себя личностью.

«У меня больше нет прошлого, меня лишили имени. Теперь я — Гагара, часть лагеря „Птицы“. Я никто».

Мне сложно описать характер героини, так как и до Пандоры, в разные периоды жизни, он менялся в зависимости от того, с кем она общалась. В подростковом возрасте это были мать, парень и подруга. Встреча с Ником, конечно же, перевернула её жизнь, и началась большая работа по становлению характера, веры в себя и определению своего места в жизни. Но жизнь опять повернулась на 360 градусов — и в этот раз всё по-другому, всё не так: нет больше точки опоры. Была активная, целеустремлённая, боевая, были друзья — а сейчас ничего… Пандора тоже ломает и меняет нашу Гагару: по-своему, местами психологически тонко, а порой очень чувствительно.

«Выбора нет. Выхода, если хочешь жить, тоже нет».
«Всё просто и доходчиво: кости срастаются, а желание спорить отпадает. У меня отпало».
«Но если можно избежать драки — постараюсь. Теперь я умнее. Филин прав: все поддаются дрессировке. Рано или поздно».

В романе очень хорошо описаны характеры всех действующих лиц. Конечно же, особое внимание уделено жителям лагеря «Птицы». Интересно было в конце произведения сравнивать созданные в воображении образы с характеристиками этих людей в списке осуждённых.

Создавая образ Ника, я вижу неунывающего, светловолосого парня, смелого, преданного друга (и даже больше, чем просто друга). И нет, он не как Тайлер младший: он не живёт «ловя момент», не ищет приключений (хотя его работа обеспечивает их с лихвой) на свою голову. Позитивный и вдумчивый, специально не лезет на рожон ради щекотки нервов. Придёт на помощь и прикроет спину, общительный и чрезмерно обаятельный 🤗.

🪨🌑🌩️ Знакомая нам Пандора всё такая же серая, унылая, с вечно непредсказуемой погодой и своими шахтами — на этот раз железной руды.

«В этом вся Пандора: загадка — никто не знает, как поведёт себя планета через несколько часов».

Читая описание жизни жителей «птицефермы» и происходящих с ними событий, приятно отмечать некоторые детали, которые автор оставляет как воспоминания, отсылающие нас аж на целых 55 лет назад — в историю Александра Тайлера младшего. Признаюсь честно, эти моменты отзывались теплом в моём сердце: старая кофеварка в кабинете Филина, груда ржавых роботов на складе, шпингалет на двери выхода на крышу в бараке и прочие мелочи, точечно возвращающие к событиям совсем иной истории.

📽️🎬🎥 Сюжет необычен и увлекателен. Он, как хитрый паук, заманивает нас в свои сети тонкой психологической паутины, которую, в данном случае, может, и не сложно распутать (я быстро догадалась кто, но не знала как), но сам процесс увлекает, заставляет вчитываться в строки и переживать за героев. Финал на высоте: эмоционален, серьёзен, он открывает глаза и заставляет мозг задуматься.

Есть преступления очевидные — совершённые по заранее продуманному плану, с точной расчётливостью, заведомо осознающие последствия. Они заслуживают быть судимыми и наказанными. А есть преступления вынужденные, которые сами становятся карой возмездия, но при этом всё же остаются преступлениями. Какое наказание они заслуживают? Как быть в этом случае?

«Не все были садистами по натуре, как Момот и Филин. Были и такие, как Сапсан и Рисовка — жертвы обстоятельств, поставленные в итоге на одну ступень с теми, кто на самом деле заслуживал смертной казни».

😳🥺🤨 Текст написан хорошо: есть описательные моменты быта лагеря и его жителей, есть сцены, вызывающие волнение, злость, раздражение и чрезмерную грусть. При всей серьёзности романа есть немного места и юмору. История раскрывается постепенно, подобно тому, как главная героиня пытается вспомнить себя. Финал сложно назвать «счастливым», так как он приправлен элементами трагизма, глубокой философии и разочарования.

«Я больше не прежняя Эмбер — карьеристка, пытающаяся что-то доказать себе и другим. Но и не Гагара — мастерски умеющая терпеть, боящаяся собственной тени и готовая умереть в любой момент. Я — и та, и другая. И не одна из них.
Я — это я. Поломанная и нескладная. Скелет, обтянутый неровно загоревшей кожей. Убийца, на руках которой предостаточно крови.
Я — это я. Я себя принимаю. Здесь и сейчас. Со всеми грехами, шрамами и недостатками».

⏳🛸🔦 Книга хороша. И даже очень. В серьёзном сюжете и манере изложения прослеживается стиль автора, который можно увидеть и в других произведениях Татьяны Солодковой. К прочтению рекомендую: получите море удовольствия и эмоциональных впечатлений!

1 комментарий