Отзыв на книгу «Подводный город Протто» Эдуард Шифман
Немалый пласт фантастики, помимо обязательных идей и проблем, которые нас волнуют (а иначе читать неинтересно) завязан ещё и немножко на ностальгию. Как тот же стимпанк – ностальгия эпохи пара и прогресса, которую смыла мировая война. И таких вот вариаций по разным эпохам и идеям немало. А ещё (но это сложнее, потому встречается реже), выбирая форму своего произведения, можно выбрать не век – а стиль какой-то из прошедших эпох. Создав при этом современное произведение. Добро пожаловать в «Подводный город Протто» Эдуард Шифман – для тех, кто соскучился по хорошей советской фантастике образца шестидесятых годов.
Стилизация получилась отменная, вот честное слово. От стиля и слога до иллюстраций, я словно вернулся на десятилетия назад. Это было приятно, хотя с нынешней привычкой к другим текстам и книгам… Да, тут я читал порциями, словно перечитывал книгу той эпохи, когда люди ещё смотрели на звёзды с интересом и мыслили как-то? Глобальнее?
Ну а сюжет? Тот же антураж эпохи, о которой спорило первое поколение космоса – но одновременно вечная и актуальная проблема. Народ эо – словно некий идеал будущего, мира и гармонии, они все эмпаты, они воспринимали боль и горечь каждого из своего народа как общую беду. Потому и забыли войны и неравенство, достигли высот прогресса, недостижимых для соседей, но не стали владыками и завоевателями. Высокомудрый народ эо, который устал отбивать нападения соседей – молодых, агрессивных и жаждущих поживиться за счёт знающих. Устал бороться с болезнями, которые заносят соседи. После чего, сделав скачок развития в области уже биотехнологий, эо создали Протто – исполинский живой подземный город, способный удовлетворить все потребности. Город, который связан с жителями эмоционально…
Воплотилась мечта высоколобых интеллектуалов от «всё делают роботы» в 60-х до «постиндустриального общества» 2000-х. Не будет тревог, болезней, не надо трудится в поте лица, рисковать. Только и результат будет жизненный, итог такого благополучия разобьётся о реальность. Не будет никакого развития наук и искусства, получая все блага и резко перестав бороться за существование, не найдя новой цели в развитии, такое общество быстро найдёт себе суррогат смысла. Дурман виртуальной реальности связи с куполом. А когда умная автоматика вместе с немногими сохранившими волю и ум забьют тревогу и лишат общества виртуального дурмана, оно мгновенно и быстро скатится к фашисткой диктатуре. Потому что привыкнув заменять настоящие чувства суррогатом виртуальности, слишком легко забыть, как оно сочувствовать и переживать в реальности.
Но у нас же всё-таки в книге дух фантастики шестидесятых? Потому найдутся те, кто будет бороться. Но не как часто предлагают сейчас, когда чтобы победить дракона, надо самому стать драконом, только ещё страшнее и злобнее. Нет, опять же (и это было очень приятно) – осталась та самая мораль и этика людей пятидесятых и шестидесятых, авторов вроде Ефремова и Казанцева. мы будем сражаться, но и будем помнить, что даже меньшее зло не перестаёт быть злом, а победить ты сможешь, лишь если будешь сражаться не жалея себя, но при этом сумеешь не опуститься до уровня животной злобы противника. Иначе, победив дракона, быстро превратишься в новое чудовище.
В общем, хорошая вышла книга. Доставила мне несколько действительно приятных вечеров. Иллюстрации - шикарны.
Читать на бумаге: Издательство Издательские решения, 2022 г.
к нам в соцсетях