Top.Mail.Ru
«Поцелуй на краю ночи» Ольга Ярошинская | Харченко Елена – ЛитГород

«Поцелуй на краю ночи» Ольга Ярошинская

Публикация:  06.12.2023 11:50

Как-то я не очень люблю книги про вампиров, но эта неожиданно откликнулась самым настоящим восторгом. Ну, и что что главный герой Лютер Фосберг – вампир. Зато какой! «Лютер любил загадки. Это было одной из редких радостей в его жизни – находить ответы на неожиданные вопросы, складывать головоломки и узнавать тщательно скрываемые ото всех секреты». Он чувствует ложь и манипуляции, и сам превосходно владеет манипуляциями. Его тело способно рассыпаться стаей ворон под ночным небом. И все свои возможности он искусно применяет в расследовании смертей от обескровливания.

Такой образ детектива для меня весьма непривычен из-за специфических методов его работы. И при этом автору удалось продемонстрировать, как чудно работает сам мозг Фосберга, как из любой мелочи, которую он видит, складываются говорящие картинки. Для примера: встреченного человека он определяет как шефа полиции, «что подтверждают три верных признака: значок, форма и густые седые усы, излучающие спокойствие».

Если оценивать книгу в качестве детектива, то он, действительно, крутецкий. Шикарный сыщик – раз. Совершенно запутанное дело, когда под подозрение попадает абсолютно любой, от работника полиции (ну, что ж, и в рядах российских полицейских встречались даже маньяки) до слабосильной старушенции – два. И это восхитительное ощущение, что всё не так как кажется, преследующее почти до конца, таинственность и загадочность – три.

Вампирская тема подается в современном антураже. Это не дела давно минувших дней, а настоящее, правда, в магическом мире, где тоже могут проводиться запрещенные исследования. У нас это клонирование, у них тоже есть области, куда лезть не следовало бы, но лезли. Лично мне понравилось, как описывается вампирское мироощущение. Даже, казалось бы, такое противное состояние как голод вампира автор умудрилась описать неожиданными красками: «Он чувствовал жар её тела так остро, словно после долгой и затяжной зимы оказался на берегу южного моря». «Ею одной можно отапливать целый город».  И не возникает никакого омерзения, а будто бы даже есть что-то в состоянии Фосберга поэтичное.

Лютер – вообще какой-то человечный вампир. Я конечно, сильно волновалась как бы он не выпил другую главную героиню Рокси, все-таки чудовище –есть чудовище, и оно хочет крови. Но чем дальше, тем больше  понимала, что к такому персонажу нельзя относиться однобоко. Эта его тоска по человеческим ощущениям, сто лет одиночества, желание попасть в храм, чисто мужское отношение к женщинам – одной он откровенно парит мозг, для другой «он будет героем, что достанет волшебный меч из камня, добудет золотое руно, пройдет лабиринт и заберет сокровище» - разве это не есть проявление человечности? Я много говорю о Лютере, потому что он попал в любимчики, но должна признать, что все другие персонажи тоже получились яркими, со своими изюминками и скелетами в шкафах – красотка Рокси, целых три бабушки, Персиваль, шеф о’Коннел, Триша, Дерек Тосси…Термин «альтернативные люди» к этой реальности очень подходит.   

С художественной точки зрения история тоже выглядит пленительной. На каждом шагу какие-то неожиданные запоминающиеся образы. Оказывается, можно сравнить разрушающийся дом со старухой, нацепившей свадебные украшения, в которых когда-то была молодой и красивой.  Все эти образы мне помогли увидеть Танарок, город, где происходили события книги, более чётко, более глубоко погрузиться в царящую атмосферу и самих событий, и городских улиц. «Царство теней и сумрака, королевство дождей и туманов – вот чем был Танарок».

1 комментарий