Отзыв на "Ноунейм" Анастасии Миловановой
К ЛитРПГ я отношусь настороженно. Читаю редко, потому что нечасто попадаются книги, где сюжет и психология персонажей будут главнее игровой статистики. «Ноунейм» как раз из таких: выскакивающих сообщений о статах героев немного, и они совершенно не мешают наслаждаться чтением.
Эта книга необычна, наверное, всем. В первую очередь, антуражем СССР. Нет, герои не отправляются в прошлое. Но слово здесь, предложение там – и вот уже лёгкий флёр ностальгии вперемешку с юмором окутывает читателя. Кот-революционер, пионеры, бурачеши (так похожие на чебурашек) – и ещё множеством мелких деталей автор пытается воспроизвести атмосферу Советского Союза, при этом обращаясь с ней максимально уважительно.
Во-вторых, книга необычна сюжетом. Обычно в ЛитРПГ что во главе? Выживание персонажа и победа над мобами и боссами. Здесь это тоже есть, но на первый план выходит всё же история Киры, главной героини, и причина, по которой она раз за разом погружается в игру.
Кира сделала трагедию, случившуюся с ней в прошлом, центром жизни. Вполне естественно, так, наверное, поступило бы большинство. Но правильно ли это: сделать горе и месть единственным, что будет держать тебя на плаву? Понять можно, а вот осудить или принять её выбор – каждый читатель решает сам в зависимости от мировоззрения. Я не осудила, но и не совсем приняла её выбор. Кира временами блекнет на фоне других персонажей, уходя в переживания трагедии заново, и заново, и заново. Но в конце она меня удивила. Было два варианта действий на выбор. Кира выбрала третий. Правильно или нет – узнаем во второй книге. Но это показало, что кажущаяся блёклость действительно кажущаяся и девушка гораздо ярче и сильнее душевно, чем кажется.
Очень понравился Артемий. Персонаж по-настоящему мужской, с мужским мировоззрением и логикой: если твоей женщине плохо, не надо закутывать её в пледик и сюсюкать, а надо пойти и решить проблему. Криво-косо или идеально, правильно или неправильно – неважно. Главное – решить. Автор очень точно смогла передать именно мужскую модель поведения. Да, возможно, Артемий неправильно поступил, возможно, ему надо было всё же чаще разговаривать с Кирой, чтобы не было недопонимания. Но он действовал так, как считал нужным. Действовал – вот что важно, – а не лежал на диване с кружкой пива. Ведь его боль не меньше Кириной, а может, даже и больше: тяжело быть виновником трагедии и носить вину в себе много лет. Но он смог жить с этим грузом и даже приглядывать за бывшей женой. И это вызывает уважение. Хотя… Его поступок в прошлом бросает тень на восприятие этого персонажа, и небольшой неприятный осадок в отношении Артемия всё же царапает.
Напарник-программист Роман – менее яркий персонаж. Обычно, создавая аватарку в игре, мы наделяем перса теми качествами, которыми хотели бы обладать. В целом, симпатичный, умный парень, не трус, не мямля, не ботаник – и создаёт яркого, шумного Кота-революционера. Или же всё намного глубже, чем поверхностные комплексы парня? Несмотря на блёклость персонажа, тут есть о чём поразмышлять.
Кот Феликс местами выглядит неестественно. Временами сильно перетягивает «одеяло» от главных героев на себя. Автор будто нарочито выпячивает его, мол, посмотрите, что у меня получилось создать. Тем не менее этого персонажа невозможно не полюбить. Харизматичный, активный (даже бурачешей организовал на восстание). Его высказывания, пожалуй, самая насыщенная, яркая часть истории. Да и юмор практически весь держится именно на нём.
Кузнец… Вот про этого персонажа мне почти нечего сказать. Он сильный, заботливый, умный. Какой-то весь… правильный, что ли? По сравнению с Артемием, Кузнец мягче в отношениях с Кирой. Но мягче ли он по характеру? Сложно сказать. На мой взгляд, этот персонаж не получил должного раскрытия. Но так как будет вторая часть и так как Кира обратилась за помощью именно к нему в последнем предложении книги (по крайней мере, мне показалось, что именно к нему, а не к Артемию или Роману), то смею надеяться, что в продолжении этому персонажу будет уделено больше авторского внимания.
По сюжету даже не знаю что сказать. Спойлерить не хочу, иначе могу разрушить весь интерес. Да и не рассказать вкратце об уникальном содержании книги. Попыталась – вышло нечто непонятное и скучное, пришлось удалить. Так что лучше самим заглянуть под обложку.
В книге много психологии, но она не утяжеляет сюжет, а лишь раскрывает персонажей и показывает, насколько серьёзно автор подходит к работе. Ещё понравилось, как переплелись две сюжетные ветки: личная трагедия Киры и возможность уничтожения игры. Казалось бы, как связано одно с другим? Итог меня несколько удивил. А это означает, что неожиданные повороты и вау-эффекты присутствуют, то есть скучно читателю точно не будет.
В общем, книга попала в разряд горячо любимых, и я с нетерпением жду вторую часть.
к нам в соцсетях