Top.Mail.Ru
Отзыв на "13" Елены Ха и Кристины Фант | Мишель Лафф – ЛитГород

Отзыв на "13" Елены Ха и Кристины Фант

Автор:  Мишель Лафф
Публикация:  13.12.2022 18:37


Самая большая моя ошибка в том, что я решила начать читать "13" ночью, когда дома никого не было. Если вы так же впечатлительны, как я, то не повторяйте её. Лучше читать днём, когда вокруг полно народу, а за окном не ухает филин. Да, я живу в такой глуши, что ночами у нас ухают филины. Представили? Ужаснулись? Вот и я тоже!

Первое, что стоит сказать, — это не роман, а сборник рассказов, никак не связанных между собой. Тринадцать историй о разных героях, их пороках и достоинствах. Авторы отнесли рассказы к жанру "ужас", но я назвала бы их тёмными взрослыми сказками.

Анализировать сюжет сложно, учитывая, что он там не один. Зато, как и в любой сказке, в рассказах есть урок, поучительный момент. И вот тут мои впечатления неоднозначны. С одной стороны, большинство уроков простые. Подобные истины нужно вкладывать в головы детей и подростков. А с другой стороны, сказки — взрослые. Ценз как минимум 18+. Не только и не столько из-за секса, хотя он там тоже встречается. Однако дело больше в описаниях трупов, убийств, пыток и прочих радостей жизни. Они невероятно красочные и сочные, как странно бы это не звучало. Нет, авторы не смакуют жестокость, но не боятся её показывать.

Оговорюсь сразу, что я видела много трупов. Нет, я не маньяк. Всё гораздо хуже. Я юрист. За время учёбы прочитала столько материалов уголовных дел, что хватит ни на один детектив. Так вот, "13" мастерски погружает читателя в атмосферу смерти. Я будто сама была той девочкой, что наблюдала за казнью мужчины из-под помоста. Я своими глазами видела, как чудовище убивает женщин. Я слышала зловоние трупов, оставленных Котом-Баюном. Это настолько же потрясающе, насколько и страшно.

Не последнюю роль в лёгкой погружаемости сыграл стиль авторов. От рассказа к рассказу он меняется, становясь наиболее подходящим к героям и ситуациям. Аристократическая речь, деревенский говор, стилизация под русскую сказку. Есть даже рассказ, начало которого написано текстом с настолько певучим ритмом, что напоминает стих.

Каждое слово — оружие в умелых руках авторов. Каждое предложение стоит на своём месте. Редко бывает, когда такое обилие описаний выглядит настолько органично.

Но вернёмся к сюжетам. Некоторые рассказы можно условно разбить на сюжетные парочки. Нет, они не связаны, но в них есть что-то созвучное. Например, два рассказа про некромантов, которых погубила похоть. Или истории про красивых молодых девушек, которых предают подруги. Сюжеты при этом совершенно разные, посылы в них тоже разные.

Самый спорный момент — финалы рассказов. Почти везде открытая концовка и ощущение недосказанности. Как будто напрашивается продолжение. Некоторые из историй и вовсе было бы приятно увидеть в крупной форме. "Красивую" в частности. Чем закончится вынужденное и мрачное приключение Алины? Простит ли она Олега?

Ещё меня зацепил рассказ "Он ждал её". Очень эмоционально тяжёлый, но яркий и запоминающийся. Требую продолжение про переродившиеся души, которые проживут вместе спокойную жизнь ;)

В целом, каждая история заслуживает внимания. В некоторых случаях образы простые, а смысл не нужно искать с лупой. Другие требуют читать более вдумчиво. Разнообразие и смешение стилей, жанров и смыслов — вот главные достоинства сборника.

2 комментария