Top.Mail.Ru
Неторопливый экшн. Рецензия на "Нулевой иммунитет" от моего редактора | Женя Ео (Ео Рэеллин) – ЛитГород

Неторопливый экшн. Рецензия на "Нулевой иммунитет" от моего редактора

Публикация:  09.04.2023 20:44

Автор Irtom, мой бессменный редактор.

Если бы потребовалось точно определить место «Нулевого иммунитета» в жанре боевика, пришлось бы изобретать новое направление: «неторопливый экшн».

Парадоксально? Ну да. Ведь экшн по своей сути – погони, перестрелки, мордобой и прочая резкая динамика. Этого в книге хватает с лихвой; но и те моменты, которые в обычном боевике благополучно проваливаются между строк, здесь вытащены за шкирку на свет божий, хорошенько встряхнуты и предъявлены читателю.

Джастин, как и положено главному экшн-герою, добросовестно стреляет и сам нарывается на пули, охотится и прячется, уходит от погонь и попадает в ловушки. А параллельно – думает, хотя ничуть не кривит душой, когда заявляет: не дурак, но и далеко не титан мысли. Тем интересней наблюдать, как медленно, маленькими порциями Джастин усваивает иную, эпатажную действительность. Прислушаться – и услышишь щелчок, с которым становится на единственно правильное место тщательно рассмотренный со всех сторон очередной кусок головоломки.

Возможно, кому-то история покажется затянутой, а ее финал недостаточно острым. Ну... если смотреть на «Нулевой иммунитет» как на типовой экшн по схеме «героя подставляют, он отправляется искать правду, проходит через кучу испытаний и лично устанавливает вселенскую справедливость», то упрек справедлив: зачем столько «лишних» деталей и что за финал, если герой в нем не рулит?!

По шаблону должно быть примерно так: Джастина подставили, он перебил кучу вампиров, попался, его спасли и привезли на базу охотников, базу тут же атаковали, Уилфред спас Джастина своей кровью, вампирский особняк тут же атаковали, Джастин спас Уилфреда своей кровью, в день «Ч» они перехватили инициативу, поскольку у Маркуса и Ко что-то не заладилось, героически прорвались на телестудию и всех спасли. Слезы, объятия, Уилл во главе вампирского клана, Джастин во главе отдела ФБР, занавес и овации.

И вот это – реально скучно.

К счастью, «Нулевой иммунитет» написан не по шаблону. А потому получился интересным и многоплановым.

Линия Джастин/Уилфред – взаимодействие человека и вампира, изначальных антагонистов, которым в силу обстоятельств надо каким-то образом до конца поверить друг другу. На равных, без всяких мистических поводков. В этом и смысл: а возможно ли такое в принципе?

Линия люди/вампиры – две категории мыслящих существ, тоже антагонистичных по определению, живущих в одном пространстве. Могут ли они договориться и поладить, или хотя бы попробовать это сделать? Ситуация аналогична предыдущей линии, но в глобальном масштабе.

Линия власть/подполье (большинство/меньшинство, обычные/странные и так далее) – та же проблема возможности нормального сосуществования. Не революции, когда стороны просто меняются местами, а конфликт остается; именно сосуществования.

Линия одиночка/система (социум). Это в плохих боевиках одиночка-сержант восстает против системы, одним махом всех плохих побивахом, умащивает седалище на императорский трон и издает свои законы. В реале все мы участники, винтики и продукты системы, но стоит побороться хотя бы за право выбирать, какой именно.

Линия Джастин/Трой – отношения человека с человеком. Родных людей, братьев, одной крови. Ситуация наоборот: что случается, если там, где доверие должно быть по законам природы, его нет?

Все линии закрываются в финале. Джастин с Уилфредом находят общий язык, причем не играя на рояле в кустах, а логично, шаг за шагом. Значит, у людей с вампирами в целом тоже есть шанс. Силовые структуры трепыхаются, но идут на уступки; вампирское подполье добивается своего, но им тоже приходится меняться и чем-то поступаться ради согласия. Одиночка, побыв одиночкой, становится частью другой системы; только выбор теперь осознанный, а не слепой.

События завершены, но финал, тем не менее, открытый: начало новых взаимоотношений на всех уровнях.

Остается посмотреть, есть ли в «Нулевом иммунитете» что-то лишнее, такое, что можно убрать без ущерба для развития любой линии?

Второстепенные персонажи? Миссис Джонсон, Эми – обыватели. Хозяйку съемной квартиры не интересует, куда пропадают ее постояльцы, главное, чтоб бесхозные шмотки не мешались под ногами. Жена Троя стремится все подчинить стандарту, чтобы «как у всех»: работа, зарплата, дом, респектабельность. На таких держится система.

Барт – деятельный обыватель, самый страшный расклад. Он кем угодно прикинется, на что угодно пойдет, сто раз предаст, чтобы побольше натащить себе в норку. Таких система использует.

Кэндис, Фокс, телохранители клана Новаков – просто нормальные люди. Хорошие, по большому счету. Им наплевать на судьбы мира, и о себе любимом никто не забудет, но и на подлость ради выгоды не пойдет. Они – личности. Такие не дают системе стать абсолютным злом.

Еще стоит упомянуть Кайла – это утрированный антипод Джастина, с фанатичным поклонением вместо ненависти. И если ненависть лечится, то фанатизм, как выясняется – нет.

Событийный финал книги спрессован по времени, изложен почти в телеграфном стиле. Но так и должно быть: «Нулевой иммунитет» – история конкретного героя, не мира. А Джастин свое уже понял, получил и нашел, потому в финале он лишь наблюдатель. С того берега, который выбрал самостоятельно и осознанно.

Многим боевикам свойственно постепенное наращивание темпа. Мирные сцены сосредоточены в начале, чтобы служить контрастом шквалу событий после перелома сюжета. Книга и в этом нестандартна: бытовые подробности, спокойные разговоры, неторопливые раздумья разбросаны по всей ткани повествования, перемежаясь с взрывными событиями. Читая, никогда не знаешь, что ждет на следующей странице, тихая заводь или локальный ураган – собственно, как и в реальной жизни.

А в целом это правильно – иметь нулевой иммунитет к вирусу справедливости. Неудобно, больно, опасно, но правильно. Цитируя Джастина: «Наверное, я тоже проникся… концепцией».

 

0 комментариев