Top.Mail.Ru
Мария Лунева - Ритуал для призыва профессора от Ольга – читать в блоге ЛитГород

Мария Лунева - Ритуал для призыва профессора

Автор:  Ольга
Публикация:  07.01.2026 12:50

"— Всему свой черед и свое время: не торопись, не строй громоздкие планы. Просто живи этим днем, встречай рассвет и улыбайся, глядя на закат. 
— Но разве так можно? — пролепетала я.
— Только так и нужно. Знаешь, чем прекрасен закат? Он дарит надежду на то, что завтра будет новый день. Но никто не знает, что он нам принесет." (цитата)

Какой самый лучший выход из токсичных отношений? Перемены! Ирина, расставшись с обманывавшим ее десять лет Алексеем, по совету случайной знакомой решает бесповоротно изменить свою жизнь и ... оказывается в другом мире в ритуальном круге вызова. Чудом избежав расправы как лицо потенциально опасное, девушка адаптируется в новой реальности, устроившись на работу в академию профессором. Именно здесь она знакомится с Хаулом, противостоит недвусмысленным намерениям декана, обзаводится чудесной разумной зверушкой и обнаруживает у себя магический дар.

Мир Эргании прекрасен и одновременно далек от совершенства. Здесь царит несправедливость и ущемление прав одной социальной группы другой. Магическая реальность, отстающая в технологическом отношении. Здесь нет понятия об электроприборах, автомобилях и информационных технологиях. Зато по небу летают драконы, а красная рыба и икра считаются презренной пищей бедняков (в отличие от карасиков и зеленого горошка).

Отношения Ирины и Хаула выстраиваются постепенно при планомерном и безостановочном проявлении инициативы со стороны юноши. Несмотря на молодость, он уже облеченный властью храмовник и темный жнец. Его сила становится его же слабостью, поскольку темный дар и обязанности Хаула как жнеца, собирающего на полях сражения души, пугают и отвращают от него людей. Имея многие блага, он остается одинок и отвергаем, пусть и не открыто.

В этом отношении он мне напоминает своего тезку из "Ходячего замка" - такой же могущественный, замкнутый и одинокий. Одиночество угнетает и опустошает, потому он буквально сражается за право быть рядом с любимой девушкой. Сражается потому, что против него встает и общественное мнение, и травматический опыт Ирины. Последний частенько заставляет героиню вести себя неадекватно. Не зря же девушка характеризуется в романе богами как "маленькая смертная с чистым сердцем и склонностью к истерикам".

Я порой поражалась долготерпению Хаула, стойко переносящему "разборки" со стороны Ирины. Но что скажешь... это любовь, которая выше таких мелочей. Кстати, значение имени Хаул имеет мало общего с образом персонажа, хотя само имя наделяет его соответствующими достоинствами и недостатками. Я не поленилась и изучила этот момент дополнительно. Тот свет, который он потерял, поступив на службу в храм Тагрунса, герой находит в Ирине. С момента их встречи на ритуале она становится его личным солнцем, его негасимым светом, его непреложным смыслом, выводящим существование за рамки служения.

Хаул давно научился справляться с демонами, и теперь он мягко, но настойчиво освобождает от них любимую. Слишком много у нее сомнений, слишком много страхов, истоки которых там, в старом мире, в прошлой жизни, полной недоговоренностей, обмана, иллюзий. Так трогательно наблюдать, как шаг за шагом Хаул обезоруживает Ирину, попутно освобождаясь от собственной брони. Ведь не меньший подвиг набраться мужества и рассказать о небе нелицеприятную правду, раскинуть веером перед взором любимой свои недостатки, приоткрыть свои слабости, надежды, мечты. Это равносильно тому, чтобы стать уязвимым. Таким, каким Хаул никогда и ни с кем не был.

Об их отношениях можно много говорить, но меня впечатлила сцена, в которой герои явили свои чувства к друг другу, не признаваясь в этом. Та самая сцена, в которой она идет через немыслимую боль к нему, чтобы спасти его от смерти, а он готов до последней минуты держать для нее открытым путь. Туда, где он ждет и где без нее у него нет жизни.

Огромное место в романе занимает супружеская чета богов - Тагрунс и Ойя. Он покровительствует смерти, а она - переменам. И если первый непосредственно относится к художественному пространству романа, то его супруга выходит за его пределы. Ойя - представитель пантеона западноафриканских племен, и в этом статусе она органично входит в ткань сюжета, поскольку расовая принадлежность героев Эргании по-своему уникальна. Так что да, Ойя существует и способна разрывать пространство, привнося в жизнь кардинальные перемены. Она только и ждет от нас согласия на них, потому что какими бы болезненными и неподъемными, на первый взгляд, они ни были, все же перемены ведут к лучшему. Хаул и Ирина это подтвердят. Так что не раскисайте раньше времени и прислушивайтесь к советам незнакомцев - кто знает, может, боги по древней традиции решили инкогнито навестить вас и подарить второй шанс?

0 комментариев