Эйлин Торен, Яр Дикий - а я остался...
"Я бы дал ей растерзать мое сердце, потому что - она заслуживала ... большего". (цитата)
Роман-исповедь, рассказанный от лица музыканта Юхи (Ильи) Джокера. С самого начала ощущается надрыв как основная тональность истории, который по мере продолжения Юхой рассказа о своей жизни становится лишь острее.
Повествование необычно по нескольким причинам. Оно ведется от лица мужчины, а значит, мы видим сугубо мужскую оценку событиям и людям. Возможно, менее эмоциональную, но от этого не менее сильную. Способ переживаемых эмоций здесь иной, и во многом Юхе помогает ненормативная лексика как некий способ разрядки эмоций. Соответственно, такой лексики много, и к этому стоит быть готовым. Она же служит средством характеристики героя, его образа жизни, социального бэкграунда и много еще чего.
Еще одной особенностью в романе являются профессиональный жаргон и обилие отсылок к музыкальным произведениям разных жанров. Для любителей музыки раздолье! Мне поначалу с жаргоном было сложновато, но авторы позаботились о читателях, создав глоссарий по главам, что стало настоящим спасением. Потом как-то незаметно привыкаешь к музыкальной среде, и к пояснениям обращаешься все реже и реже. С песнями отдельная история: авторы настолько органично интегрируют их в сюжет, что они превращаются в неотъемлемую его часть, создавая неповторимую атмосферу концертов, усиливая яркость воспоминаний, рисуя истинные эмоции героев.
Сама же история Юхи и Соль глубоко драматична. Их нечастые встречи и звонки растянуты на более чем десятилетие. Именно они становятся лучшим, что было в жизни Джокера. Лучшим и безвозвратно утраченным, глупо и бездарно упущенным. Тем, что в силу обстоятельств уже не вернешь, хоть волком вой, хоть рой носом землю. Остается лишь память, и она причиняет герою невообразимую боль. Боль, от которой никогда не избавиться, как не избавиться от ощущения мягкости кожи Соль, ее запаха, ее голоса, ее взгляда... Найдется ли более жестокое наказание за проявленные равнодушие и эгоизм?
Джокер из тех, кто живет в кайф, бездумно скользя по поверхности жизни, избегая ее глубин и стремнин, не заморачиваясь ее сложностями. Без серьезных обязательств, без тесных родственных уз. Перекати-поле, добравшийся до Америки и пустившийся на новом континенте корни. Прошлое осталось в России, Соль осталась в России.
При сравнении героев Соль чисто по-женски вызывает неизмеримо больше сочувствия. Если в Джокере много напускного, и настоящий он лишь в моменты наивысшего горя, то Соль кажется подлинной всегда. В ней столько естественного и искреннего, светлого и чистого! Неудивительно, что она, как магнит, притягивает Юху, привыкшего к грязи и лицедейству. Она не лжет - просто не жалуется. Джокер многое узнает от нее, задавая вопросы, и она приоткрывает ему душу. Жаль, что интерес оказывается праздным, и Соль не получает от него ту поддержку, которая была ей столь необходима.
Кто знает, чем закончилась бы история, прояви Юха больше эмпатии и неравнодушия, больше глубины и рефлексии в отношении своих чувств... Но тогда бы его жизнь серьезно усложнилась. Готов ли он был к этому? Вряд ли. Иначе не уехал бы, оставив Соль наедине с проблемами. Вот только бумеранг равнодушия рано или поздно догоняет, больно бьет в самое сердце, в одно мгновение обнажая все пустоту и никчемность прожитых в угаре лет. Героя накрывает осознание невозможности что-либо исправить. По отношению к Соль и в отношениях с Соль. Судьба редко когда предоставляет для исправления ошибок третий шанс, а второй Юха бездарно профукал.
Оставляя героя наедине с его переживаниями, мы ощущаем сопровождающие его историю привкус горечи и глубокую печаль с выраженными нотками скорби. Скорби по Соль. По прошлому, которого не вернуть. По ушедшим друзьям и беззаботной молодости, которая окрыляла и обманчиво обещала легкое решение проблем. По мгновенно рассыпавшимся в труху иллюзиям, ярко размалеванным дешевым побрякушкам, дарившим мнимое ощущение самодостаточности, полноты и разнообразия. По собственной глупости, стоившей Джокеру счастья.
к нам в соцсетях